Как снять шедевр

Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда на съемках работает несколько фотографов, а вечером того же дня раздается звонок, и взволнованно просящий голос произносит фразу подобного содержания: «Ой, вы сегодня снимали там-то и там-то, не могли бы вы дать нам немного фотографий, а то у нашего фотографа снимки какие-то нерезкие / темные / мыльные / скучные...».

Ну, во-первых, дать не могу, и не в силу природной жадности, но чаще, по причине того, что мои снимки принадлежат заказчику, а если уж я работал по собственной инициативе, то имею право назначать цену за свою работу. Но сейчас речь не о моей алчности, а о причине подобных звонков.

Чтобы снимки радовали

Прогресс не стоит на месте, и цифровые фотокамеры становятся все доступнее и функциональнее. Многие приобретают зеркальные аппараты в полной уверенности, что вот теперь-то у них будут мегафоточки – четкие, динамичные, объемные – но повозившись первых пол часа – час с камерой и ее настройками, удивляются, что результат такой же, словно снималось старенькой мыльницей.

К слову, зная некоторые тонкости фотосъемки, можно снимать отличные кадры и мобильным телефоном. Дороговизна и «навороченность» не подразумевают наличия кнопки «Снять шедевр».

Разочарование от полученного результата заставляет некоторых забрасывать фотоаппарат в дальний угол, и извлекается он только для демонстрации гостям или для съемки в режиме Auto. Но тогда, спрашивается, зачем тратить не одну сотню, а порой и тысячу, условных кровно заработанных единиц, когда можно было ограничиться чем-то более простым?

На самом деле, все объяснимо и поправимо. Для того чтобы полученные снимки радовали глаз, а не вызывали чувство досады, надо иметь некоторые навыки в фотосъемке.

И для этого вовсе не обязательно быть крутым профессионалом и гением творческого мышления. Для начала следует прочитать инструкцию – это ваш первый шаг к качественному фото. Понимание возможностей фотоаппарата позволит продвинуться глубже ваших более ленивых товарищей.

Но хватит саркастических вступлений, некоторые советы, данные ниже, помогут понять возможности фотоаппарата и приблизить снимки к уровню профессионалов.

Много букв: разбираемся в режимах

Сразу договоримся о том, что не будем затрагивать тему объективов, от которых в не меньшей степени зависит результат. Кроме того, не все могут сразу понять, почему некоторые объективы стоят в десятки раз дороже самой фотокамеры. Будем считать, что у нас или обычная компакт-камера или зеркалка со штатным объективом.

Для начала обратите внимание на меню выбора режимов съемки: Auto, P, A, S, M (у некоторых производителей третья и четвертая функция именуется Av, Tv).

Нажмите, чтобы увеличить.

О первом режиме забываем сразу. Зачем «железяке» думать за нас? Она ведь не знает, что мы хотим снять и какой результат собираемся получить.

Режим Р – это то же авто, только с возможностью выставить некоторые параметры, влияющие на съемку, но если мы уже собрались выбирать параметры, то и этот режим можно отправить в игнор.

Режим М (Manual) оставим продвинутым пользователям.

Остановимся на А (Av) и S (Tv).

Что фотографируется чаще всего? Наши друзья, мы сами, дети, наши домашние питомцы и окружающая нас красота или наоборот, разруха, именуемые общим словом пейзаж.

В теории

Перейдя в режим приоритета диафрагмы A (Av) и изменяя значения параметров в ту или иную сторону, можно добиться того, что акцент на фото будет именно на том объекте, который вы хотите запечатлеть. Иными словами, фотографируя друга, виртуозно жарящего барбекю, вы получите акцент именно на человеке, а не на огурцах, лежащих на столе на заднем плане. Или выйдя на балкон курортного отеля с фотокамерой и впечатлившись открывшимся взору пейзажем, можно передать всю глубину панорамы, кучерявость облаков или бархатистость газона.

На практике

Установив значение диафрагмы на минимальное (1,7; 2,8; 3,2; 3,5 или 4 в зависимости от объектива) и сфокусировавшись на главном объекте съемки, вы выделите его, «оторвете» от общего фона.

Нажмите, чтобы увеличить.

При этом важно не забывать о том, что глаза – зеркало души (и фотография не исключение), поэтому необходимо фокусироваться на глазах снимаемого. Если они получились резкими, значит, весь снимок удался.

  Установив же значение диафрагмы на 7,1; 8; 9; 11, а иногда и 16 при съемке пейзажа, можно не потерять детали, из которых складывается динамика и объемность по всей плоскости кадра. Это же правило действует и при съемке групповых портретов, так как важно прорисовать черты не только людей, находящихся в центре кадра, но и по его краям.

Если же поставлена задача снять что-то динамичное, движущееся, разумнее выбрать режим приоритета выдержки S (Tv).

В теории

Здесь мы имеем возможность, говоря очень упрощенно, выбрать скорость съемки. Чем короче выдержка, тем четче на фотографии снимаемый объект, и наоборот, при длинных выдержках – более размазан.

На практике

Нажмите, чтобы увеличить.Установив выдержку в диапазоне от 1/80 до 1/400 секунды, можно сфотографировать без «смазов» как идущего, так и бегущего человека (животное / летящую птицу / движущийся автомобиль / катер или гидроцикл). Фотографируя фонтан с выдержкой от 1/600 до 1/2 000 секунды, можно рассмотреть капли, составляющие его струи.

 А снимая на длинных выдержках 1/8 – 1,5 секунды бурлящую реку или стремительный ручеек, их можно превратить в красивый «молочный» поток.

 

И еще: светочувствительность и экспозиция

Следующим немаловажным параметром в фотографии является «светочуствительность», обозначаемая в камере тремя буквами – ISO.

В теории

Регулируя значения, можно получить снимки с минимальным количеством цифрового шума или сделать светлую фотографию в условиях плохой освещенности.

На практике

При дневном свете или при наличии яркого искусственного освещения следует выбирать минимальные значения ISO (50, 80, 100 единиц). При съемке в сумерках, в помещении, в клубах значение ISO должно быть выше (400, 640, 800, 1 250, 1 600 и более единиц).

Эти значения подбираются опытным путем, так как чем выше значение светочувствительности, тем больше цифрового «шума» проявляется на снимке.

Нажмите, чтобы увеличить.Важно не забывать о том, что чем короче выдержка, тем меньше света успевает проникнуть на матрицу фотоаппарата и тем темнее получившийся кадр. Поэтому, фотографируя на коротких выдержках, разумно повышать значение ISO.

Случалось ли вам фотографировать ясным солнечным днем, а придя домой и загрузив снимки на компьютер, увидеть, что лица темные или того хуже – только силуэт на светлом фоне? 

В теории

Это – ошибка камеры в замере экспозиции. Но не спешите нести ее в сервис, ведь сей девайс не знает, что именно вы хотели запечатлеть, и устанавливает усредненные значения экспозамера.

Отчасти виноваты и вы сами, так как солнце светило прямо в объектив или задний план был слишком ярким. В режиме Auto камера включила бы встроенную вспышку, чтобы осветить темный участок, но вспышка – зло, и не важно, встроенная она или выносная. Но, об этом чуть позже.

На практике

Найдите в камере кнопку, или в настройках меню – корректировку экспозиции.

Если снимается пейзаж или подобный сюжет при ярком свете, сместите значение от «0» в минус 1–2 шага, фотографируя же в сумерках, значение следует сместить в плюс 0,7–1,3 шага.

При съемке человека, когда солнце светит в объектив, экспозицию нужно увеличивать в плюс, чтобы объект съемки просматривался, а не превратился в контур. Но лучше постараться и найти такую точку съемки, где освещение будет равномерным. Если солнце не бьет в лицо снимаемому – он не будет щуриться. Напомню, важно не забывать фокусироваться на снимаемом объекте, тогда именно он будет освещен оптимально.

Вспышка – зло

Теперь пару слов о вспышке и о ее вреде.

Профессиональные накамерные вспышки имеют возможность регулировки угла наклона головки лампы, кроме того, существует множество насадок на лампу. Все эти технологические нюансы призваны максимально сгладить тени, неминуемо образующиеся при фотографировании с использованием вспышки.

Простые же цифрокомпакты и некоторые зеркальные камеры оборудованы встроенной вспышкой, которая светит, выражаясь на сленге, «в лоб». Такой свет дает жесткие тени за объектом съемки при этом выбеливая лицо и делая зрачки красными, как у альбиноса.

И если с красными глазами можно легко справиться в графическом редакторе буквально одним-двумя щелчками мыши, то победить пересветы и тени порой невозможно без глубоких навыков работы в фотошопе.

Говоря проще, съемка со встроенной вспышкой делает картинку плоской. Как же быть? Есть несколько способов. Познакомимся с самыми простыми.

Если речь идет о фотосъемке статичных объектов, то достаточно выбрать режим приоритета диафрагмы, поставить камеру на штатив (а при отсутствии последнего – на любую неподвижную поверхность: стол, стопку книжек, пень, капот или крышу автомобиля), включить режим съемки по таймеру, сфокусироваться, нажать кнопку спуска и не трогать камеру, пока не услышите звук срабатывания затвора. Автоматика сама просчитает, какая выдержка необходима при данных условиях. В зависимости от условий, выдержка может достигать и десятков секунд.

Если же мы фотографируем людей или животных или нет возможности найти замену штативу, то ситуацию спасает минимальное значение диафрагмы, возможное на данном объективе совместно с высоким значением ISO. Пусть лучше кадр будет иметь цифровой шум, который, к слову, частично убирается в графическом редакторе, чем смазанные нечеткиме края – так называемые «ночные привидения».

Если же без вспышки кадр получается слишком темным, а снять его необходимо, то прикройте окно лампы вспышки белой салфеткой / листом бумаги / куском матового белого пластика или чем-то подобным для того, чтобы хоть немного рассеять свет и сгладить тени.

Снимайте, снимайте, снимайте...

Искусство фотографии многогранно, на его постижение не много потратить и всю жизнь. Но даже зная только азы, можно создать качественное фото, которое не стыдно показать друзьям и знакомым или выложить в социальную сеть.

Не ленитесь читать инструкцию. Помните, что новомодные системы распознавания улыбок, многомегапиксельные матрицы или возможность фотографировать объект с расстояния в сотни метров и прочие штучки – это всего лишь маркетинговый ход, все действительно влияющее на качество кадра уже давно изобретено.

Больше практики!

Алексей Исаченко


Вам может быть интересно...

Как снять интересный портрет


Comments