Как фотографировать незнакомцев?

Уличная фотография — особый жанр. Это не просто передача изображение  зданий и улиц. Фотографов на улицах притягивают в первую очередь люди, лица, интересные типажи, сценки из жизни. Такие фотографии отлично передают эмоции, создают настроение, они живые! Уличное фото, оно же репортажное — это в первую очередь люди, а уже во вторую объекты, которые окружают этих людей. Но этот жанр несет в себе некоторые трудности для фотографа.

Фото Дмитрия Шатрова

Казалось бы — какие проблемы могут возникнуть у фотографа при съемке незнакомцев? Сделал кадр, щелкнул и ушел! Но это только кажется, что все так просто. Ведь никто не отменял в этом случае законы композиции и построения кадра. Ну и самое главное — как добиться естественности в таком жанре фотографии? Так, чтобы не получить плоское фото — как «на паспорт»? Передать чувства и эмоции, которые фотограф хочет донести до зрителя, не так просто. Ведь, в конце концов, если «модель» не захочет фотографироваться и, по каким-то причинам будет не довольна  поведением фотографа, то можно и по шапке получить.
Есть много различных способов, которыми делятся профессиональные фотографы.

Фото Анзора Бухарского

Контакт с «моделью»

Во-первых, вы должны быть открыты и общительны, при случае улыбнуться тому человеку, которого хотите сфотографировать. Улыбка часто помогает фотографам расположить к себе людей. Возможно, объект съемки не захочет фотографироваться, но после контакта глазами, обмена взглядами, улыбками, «модель» сможет расслабиться и у вас появится шанс сделать хороший кадр. 

Но у такого стиля фотографии есть свои недостатки. Во-первых, у большинства людей совсем другие взгляды на фотографию. Часто люди принимают скованную позу, или делают серьезное лицо и получаются совершенно неинтересные фотографии — плоские, безэмоциональные. В этом случае контакт только ухудшает ситуацию. Но кто мешает фотографу сделать  чуть большее количество снимков, чем планировалось? Снимите вашу «модель» в том ракурсе, который, как ей кажется, будет самым выигрышным, и продолжайте держать контакт и делать снимки. В один прекрасный момент человек все-таки перестанет вести себя натянуто и, в конце концов, расслабится, привыкнув в к вам и вашей камере. Вы сможете поймать нужный момент. А показывать «настоящие» снимки объекту съемки совсем не обязательно. Не стоит переубеждать  всех в том, что они неверно смотрят на искусство фотографии. 

Фото Дмитрия Шатрова

Фантазия и смекалка

Контакт можно наводить и другим способом. Предположим, вы приехали в экзотическую страну, и хотите сфотографировать что-то совершенно необычное. Например, фотограф Дмитрий Шатров, приехав в Бутан, пришел в монастырь фотографировать монахов. Но как расположить их к себе? Как сделать так, чтобы они не стеснялись фотографа? Дмитрий придумал простую идею: он отдал свой фотоаппарат одному из монахов, чтобы тот попробовал им поснимать, посмотрел в видоискатель, подержал в руках камеру, тем самым получил возможность снимать другой камерой людей в расслабленном состоянии. В другом случае задача была сложнее: нужно было сфотографировать купающихся монахов, которые очень стеснялись фотографа. Дима и здесь поступил неординарно:  он отдал в руки помощнице камеру и залез в бассейн, где купались монахи. Он стал плескаться  вместе с ними, тем самым показывая, что он такой же как они — расположил к себе людей. Когда же он выбрался из бассейна, «модели» были готовы к съемке, они уже не стеснялись и вели себя совершенно естественно. Да, при этом слегка намок фотограф, но что вам дороже: собственный комфорт или возможность сделать самые необычные в своей жизни снимки? Ведь не факт, что вы еще раз сможете оказаться в точно такой же ситуации в том же самом месте. Включайте фантазию и смекалку! Они вам помогут. 

Фото Дмитрия Шатрова

Постановочный кадр

Предположим, вы хотите снять уличный кадр, но в каком-то определенном месте. Вам хочется, чтобы в кадре помимо людей были какие-то совершенно определенные здания или сооружения. В таком случае придется прибегнуть к частичной постановке кадра. Что это значит? Вы находите именно ту точку и ракурс, с которой ваша фотография станет особенно выигрышной. Но что же делать с людьми? Ведь если даже и познакомиться с кем—то, заставить или попросить его попасть в кадр — это уже не будет уличное или репортажное фото. В этом случае вашим помощником станет время. Подготовьте камеру, поставьте ее на штатив, либо приготовьтесь в нужный момент сделать кадр с руки и ждите. В какой-нибудь момент в ваш кадр все равно попадет человек. И вы должны быть готовым поймать его в нужной точке. Как правило, чтобы такой кадр получился удачным, придется сделать не одну сотню фотографий и потратить некоторое время. Но это стоит того. 

Фото Дмитрия Шатрова

«Подставное лицо» или съемка с помощником

Иногда совершенно необходимо, чтобы объект съемки совершенно не подозревал о том, что его фотографируют. Для этого есть хороший способ, о котором рассказал фотограф Павел Косенко.

«Весьма достоин внимания, на мой взгляд, способ незаметной съёмки с «подставным лицом». Когда фотограф появляется в интересующем его общественном месте с человеком, которого он якобы фотографирует. Причем это может быть не обязательно «якобы», вполне можно совмещать постановочную и непостановочную фотографию. Для окружающих наблюдателей модель в этом процессе является отвлекающим моментом. Когда фотограф работает с моделью, всем вроде бы понятна его задача. Когда же фотограф начинает просто снимать незнакомых ему людей, это всегда вызывает вопросы — «А зачем вы снимаете?», «Для кого снимаете?», «Где будут опубликованы эти фотографии?» и т.д. Обычные люди почти не готовы поверить, что снимать можно просто для себя, в рамках художественных задач, а не для СМИ или новостных агентств.

Появление в процессе съёмки человека—модели делает этот процесс понятным обычным людям, и они перестают нервно на него реагировать. При этом фотограф может довольно свободно в нужный момент переводить объектив чуть в сторону на интересующие его объекты и ситуации. 

В роли «подставного лица» может выступать не только модель, но и другой фотограф. Именно поэтому часто, оказывается, очень эффективно снимать вдвоём. Если к тому же это будет ваш единомышленник, близкий по творческому духу человек, готовый пожертвовать частью своих кадров ради выразительности ваших (как и вы ради его), то весьма вероятно, вы получите не только интересные фотографии, но и большое удовольствие от совместного творческого процесса».

В итоге можно делать вид, что вы снимаете какого-то конкретного человека, а на самом деле снимать незнакомцев на улице, ловя их в кадр. Они же не будут обращать на вас внимание, думая, что вы фотографируете своего знакомого, модель и т. д.

Фото Дмитрия Шатрова

Сделаю короткое, но важное резюме. Не бойтесь экспериментировать, находить подход к людям. Пытайтесь фотографировать длиннофокусными объективами, если на первых порах стесняетесь налаживать контакт с незнакомыми людьми. Практика подскажет, в какой момент какую хитрость лучше применить, чтобы сделать хороший репортажный снимок. И помните, лучше сделать кадр, чем не сделать его вообще!

По материалам мастер-класса Дмитрия Шатрова и статей Павла Косенко
Автор: Савина Ирина.

Вам может быть интересно...